8 800 550 54 53

Прием звонков: с 09:00 до 21:00 (мск).

Без выходных.

Заказать

Прием заказов:

круглосуточно.

В чем секрет эффективной совместной работы

Статья создана: , обновлена:

Внимательно слушать: не только слушать, но и слышать

Я предлагаю советы и методы обучения сильных командных игроков, а также рассматриваю необходимые навыки, которые способствуют эффективной совместной работе членов команды.

Умения, необходимые членам команды для совместной эффективной работы, просты - это умение слушать и говорить. Межличностное общение составляет основу деятельности команды, и именно от него зависят ее успехи и неудачи.

К сожалению, большинство людей вливаются в команду, фактически не умея ни хорошо говорить, ни слушать, ведь их этому никогда не учили. Школьников в основном обучают навыкам чтения и письма, закладывая основы грамотности, но редко учат умению слушать и говорить - основе межличностного общения.

Данная глава предлагает вам необходимые средства для обучения членов команды общению друг с другом, которое базируется на умении внимательно слушать и убедительно говорить.

Вы когда-нибудь в детстве играли в игру под названием «испорченный телефон»? Вспомните правила: игроки выстраиваются в шеренгу, и стоящий в начале ряда шепчет фразу следующему, который передает ее дальше, и так до тех пор, пока она не дойдет до последнего. Как можно догадаться, дошедшая до последнего игрока фраза не очень похожа на первоначальную. Типичное общение в командах проходит по тому же принципу, что и игра в «испорченный телефон». Два главных врага эффективного общения - это неправильное выражение своих мыслей, с одной стороны, и недопонимание - с другой.

Восприятие всего сообщения

Чтобы внимательно слушать и воспринимать то, что вам говорят, нужно знать, на что обращать внимание. Любое устное сообщение состоит из трех компонентов:

  • слова;
  • интонации голоса;
  • язык тела - мимика и пантомимика. Мимика - выражение лица и взгляд, изменение цвета кожи лица, появление румянца или бледности. Пантомимика - телодвижения, например кивание головой, жестикуляция, покачивание ногой, и позы, например положение рук, манера сидеть и прочее.

Слова - это вербальный компонент сообщения, то есть что вам говорят. Интонация голоса и язык тела - это невербальные компоненты. Они передают то, как с вами разговаривают, и, зачастую, именно они определяют общий смысл сообщения.

Все сообщения содержат вербальные и невербальные компоненты, что отражено в следующей формуле:

Содержание + Эмоции=Смысл сообщения

Содержание сообщения передается словами - вербальным компонентом, а эмоции обычно выражаются невербально, интонацией голоса, мимикой и пантомимикой. Иногда люди напрямую говорят о своих эмоциях («я счастлив», «мне грустно»), но чаше демонстрируют их с помощью языка тела.

Чтобы полностью воспринять сообщение (слова, эмоции и смысл), необходимо использовать не только свой слух, но и зрение. Если вы разговариваете по телефону, обратите внимание на голос и интонации собеседника, так вы узнаете, что он чувствует.

Чтобы понять, что говорит и имеет в виду ваш собеседник, нужно полностью сконцентрировать на нем внимание. Это можно сделать так:

  • повернитесь лицом к говорящему;
  • поддерживайте с ним постоянный визуальный контакт;
  • выражение вашего лица должно быть искренним и заинтересованным;
  • ваша поза должна быть открытой и живой.

Как видите, то, насколько хорошо вам удастся воспринять и понять, что говорит ваш собеседник, во многом зависит от вашего невербального поведения.

Иногда слушающий непроизвольно мешает говорящему следующими действиями. Например, отсутствующий взгляд. Так вы показываете, что вам скучно и неинтересно, поэтому собеседник смущается и замолкает.

Чтобы полностью воспринять сообщение, ваше невербальное поведение должно быть открытым и принимающим.

Умеете ли вы слушать

Различают четыре уровня умения слушать. Большинство людей бессознательно выбирают пассивное или избирательное слушание, хотя оба эти способа неэффективны. Когда же они особенно стараются, то могут дотянуть до уровня внимательного слушания. Самый эффективный способ - активное слушание, которому большинству людей приходится учиться.

Моя цель - помочь вам стать активным слушателем. Взгляните на эти определения слушателей.

Пассивный слушатель

Вы даже не знаете, слушает ли он вас или заснул, поскольку сидит молча и никак не реагирует на ваши слова.

Одновременное выполнение другого дела. У вас не хватает времени, поэтому вы одновременно работаете на компьютере, говорите по телефону и при этом пытаетесь выслушать своего посетителя. Подобное поведение, конечно же, экономит время, но при этом сильно раздражает собеседника и дискредитирует вас.

Недовольное выражение лица. Если вы не говорите ничего негативного, но при этом бросаете сердитые взгляды, закатываете глаза и морщитесь, то отбиваете у собеседника желание с вами общаться.

Суетливость. Ерзанье на стуле, постукивание пальцами, ручкой, карандашом, скручивание скрепок для бумаги. Разве при этом сосредоточишься?

Вялость. Слушать собеседника, удобно расположившись в кресле, вполне нормально, но это не значит, что вы можете в нем расплыться или забросить ноги на стол. Такой позой вы покажете, что эта беседа для вас не важна и не интересна.

Резкие интонации. Если в вашем голосе звучат нотки раздражения, сарказма, агрессии или презрения, большинство благоразумных людей поспешат прекратить беседу и уйти из вашего поля зрения.

Избирательный слушатель

Слышит то, что хочет услышать. Когда то, о чем вы говорите, его не интересует, он вас практически игнорирует - глядит в сторону, посматривает на часы или «считает ворон». Иногда может рассеянно обронить: «Да, неплохо». С другой стороны, если что-то из услышанного ему не понравится, он вдруг прерывает вас критическими замечаниями и становится агрессивным. В любом случае, он не воспринимает всего смысла сообщения. В результате атмосфера накаляется, возникают разногласия, и разрушается столь необходимая команде сплоченность.

Внимательный слушатель

Поддерживает зрительный контакт с собеседником и с помощью вопросов пытается глубже понять смысл сказанного. Но не всегда последователен, так как обращает внимание только на вербальную часть сообщения, игнорируя эмоциональную - интонации голоса, мимику и пантомимику. Поэтому внимательный слушатель может определить содержание сообщения, но в полной мере понять его смысл не в состоянии.

Активный слушатель

Схватывает полностью все сообщение - факты и эмоции, вербальные и невербальные компоненты. Активное слушание - это внимательное и уважительное выслушивание и принятие того, что говорит собеседник. Активное слушание (его также называют, восприимчивым пли отражающим слушанием) - это единственный вид слушания, который помогает выяснить смысл высказывания и точку зрения собеседника, не вынося при этом оценочных и критических суждений. Такой «высший пилотаж» в общении называется эмпатией. Активный слушатель дает собеседнику вербальную обратную связь, разъясняя и подтверждая понимание сказанного.

Дополнительная информация по теме

Как развивать навыки совместной работы

Кроме технических и профессиональных навыков, члены команд должны обладать навыками совместной работы

Как провести эффективное собрание

Статья рассказывает о том, как правильно проводить совещания для эффективного принятия решений

Партнерские программы - эффективный способ заработка в сети

Партнер - это соучастник в какой-либо совместной деятельности, так и партнерские программы дают возможность зарабатывать работая с ними

Секреты успешного инвестирования

Инвестиции, инвестиционные фонды и как должен вести себя инвестор, чтобы получить максимальную выгоду и снизить риск убытка

Ссылка для обмена:

Ссылка для форума:

Ссылка для сайта:

Есть вопросы, замечания, дополнения? Пишите в комментариях.
Заказать тексты для сайта (онлайн форма) - цена от 60 рублей, срок 24 часа
члены команды, работа, обучение

Страница: В чем секрет эффективной совместной работы

Дата публикации: 2011-11-24 01:05. Последние изменения: 2015-07-29 14:50

наверх